Риски. Бумага и реальная практика.
Здесь хочется поговорить о том как правильно подготовить документы и сделать это не только ради прикрытия собственной пятой точки, а, в первую очередь, для людей, которые будут их читать и в последствии по ним работать. Как подружить простого работягу с этой кипой бумаг и оставить положительные впечатления от такого союза. В составлении документов, кстати, тоже есть риск: совершить просчет, ошибку, упустить что-то важное в описании работ, обязательные требования закона или клиента. Всё это также приводит к определенным последствиям.
С чего начинается любая работа? Погодите, до оценки рисков (ОР) мы ещё доберемся.
Планирование. Василий получил задание от своей супруги — повесить зеркало в ванной. Что ему для этого нужно? Само зеркало, допустим, уже имеется. Далее, проходим к месту работ, поэтапно раскидываем операции и задачи персонала, подбираем необходимый крепеж и инструмент, оцениваем сроки и гонорар, если это уместно. Во-первых, важна компетенция работника. Планированием работ занимается человек (или группа лиц), имеющий достаточный опыт в этом направлении. Василий у нас находится под крылышком своей благоверной, поэтому решение о том, где именно будет висеть зеркало, принимает она. Чем сверлить и какие саморезы — предоставим решать мужу, он в этом деле профессионал — учился, диплом имеет и навык. Второе — когда именно будем дырявить стену, у соседей лялька отдыхает. И так далее. Чем больше деталей соберем сейчас, тем проще будет в последствии оформить ОР и составить ППР, наиболее полный и удобный для исполнителя. Всё только по делу, без лишней воды.После того как мы это сделали, переходим к составлению оценки рисков. Это уже требование законодательства, и не только в РФ.
Вспомним, что же такое риск? Это ВЕРОЯТНОСТЬ — вероятность наступления происшествия или несчастного случая. То есть расчет последствий конкретной опасности и частоты её проявления в наших условиях. Определяем опасности, тяжесть их последствий, как часто такое происходит, кто (или что) может пострадать. Вносим меры контроля удовлетворяющие приемлемому результату. За-тем всё это нужно записать и регулярно пересматривать, в реальном времени в том числе. И на последнее стоит обращать особое внимание. По той простой причине, что в силу воздействия внешних факторов, изменения состава или численности бригады, самочувствия, психоэмоционального состояния работников и прочего, ситуация может меняться. Нужно своевременно отмечать такие перемены, остановить работу и переоценить риски с этим связанные.
Если планирование проведено тщательно, рассмотрены только реальные риски, документы записаны доступным человеческим языком, все пункты разъяснены руководителем в живой беседе с членами бригады и всем всё понятно, тогда и только тогда можно приступать непосредственно к практической деятельности. Руководитель работ должен убедиться, что последний пункт этого списка выполняется, то есть все вопросы заданы и все ответы на них получены до начала работ.
Таким образом, оценка рисков как документ является главным помощником в обеспечении безопасности при выполнении работ. Однако, далеко не исчерпывающим. Каждый раз перед использованием мы проверяем всё наше оборудование, СИЗ, инструмент, осматриваем место работ после перерыва и утром следующего дня, следим друг за другом и докладываем руководителю обо всех внештатных ситуациях и изменениях на рабочей площадке, готовы остановить себя и своих коллег при первом же подозрении на возникшую опасность, обсудить изменения. Это называется динамическая оценка рисков — то, что происходит в реальном времени. Именно в этом месте пронизанный уже нашей с вами симпатией Василий вежливо просит свою излишне болтливую пассию — под предлогом поберечь её органы слуха, конечно же, — оставить его наедине с рулеткой и перфоратором и, не отвлекаясь, выполнить наиболее ответственную часть своей работы.
В случае же, когда речь зайдёт о гораздо более сложной системе организации производства, такой как, например, химический завод, нефтегазовая платформа или стройка стадиона с массой разных спецов, кучей вращающихся механизмов, агрессивными средами, постоянным шумом, плохой погодой, работой в замкнутом пространстве или над водой — вот тогда простой смертный, впервые попадая в такое место, приходит в смешанное состояние некоего восторга и благоговения, многое ему не ведомо и требует поддержки и сопровождения во многих направлениях. Именно для сохранения жизни и здоровья людей на таких предприятиях существуют целые отделы, занимающиеся вопросами охраны труда. Разнообразные правила, начиная от минимального комплекта СИЗ для вы-хода в производственную зону и до норм посещения столовой и спортзала, являются не просто профанацией и безумным фарсом, как может показаться на первый неискушенный взгляд. Все эти наставления и законы, как правило, вынесены из уже случившихся досадных инцидентов. Поэтому, наученные на горьком опыте — собственном или же своих ближайших коллег — компании-производители постоянно пересматривают процессы производства и эксплуатации оборудования, стараясь минимизировать риски и постепенно создавать среду в целом менее опасную для человека. Такая позитивная практика наших западных партнеров, плавно перетекающая в российские реалии, бесспорно, достойна всякой похвалы и уважения. Но не всё может быть так гладко, как кажется со стороны.
Точно ли Фёст у Сафети здесь?
Во-первых, правила пишутся для общей массы, для всех и каждого, кто работает в сфере. Следует помнить, что при их составлении необходимо учесть все категории работников, на которые эти правила будут распространяться в дальнейшем. А у них у всех разный опыт, специфика, возраст, пол, разная мотивация, отношение к работе, чувство ответственности и прочие характеристики. Понятно, что все люди разные и достаточно сложно унифицировать систему для каждого. Кому-то с правилами совладать не просто, а иные чувствуют себя как рыба в воде. Тем не менее, законы существуют и нам с вами — исполнителям, руководителям и законодателям — с этим приходится как-то жить. Так вот, как именно с этим жить — зависит только от нас самих, от общества в целом, и от каждого в отдельности. Сейчас речь идёт именно о тех важнейших характеристиках личности, которые помогают быть нацеленным на результат и делают труд продуктивнее и безопаснее. Один Василий похватал что под руку попадётся, пассатижами гвозди забил в кирпичную стену, без уровня естественно, на глазок. Чтоб жена от него отстала уже, потому что футбол начинается. Да вообще и так сойдёт! Второй же — тот, который наш — всё обсудил с супругой, и детей не преминул спросить, спланировал, подготовил инструмент, материалы, еще раз всё проверил, выполнил работу честь по чести и мусор за собой убрал. Самому загляденье, и от людей почёт. То же касается абсолютно любой деятельности. Неважно кто ты — чиновник, врач, дворник, учитель, полицейский или президент.
Во-вторых, чем больше коллектив, тем сложнее им управлять.
Третье. Какие-то правила и предписания могут утратить актуальность и отойти в тень. Такое может происходить по ряду причин. Изменение рабочей среды и условий труда, привлечение только высококвалифицированного персонала, для которого это уже является базовым априори, изменение политики компании, выход нового закона или поправки на федеральном уровне, формирование альянсов с другими организациями, имеющими отличные от вводных установки и т. д. Чаще же бывает наоборот — процесс производства обрастает новыми правилами всё больше. Это как раз и вносит некоторые волнения в народные массы. Потому что закономерно цепочка разворачивается такая: больше рамок, больше контроля, больше неудобств. И, вероятно, больше потенциал совершить ошибку в другом месте.
Руководящие посты стараются оградить персонал от новоявленных опасностей, создавая такие барьеры. Но, в итоге, мы имеем порой недоработанную систему, обладающую своими особенностями. Вот пример из личной практики. В минимальный комплект СИЗ на объекте помимо прочего входят защитные перчатки. То есть находиться внутри производственной территории разрешено только в них. У человека зачесался глаз. И, знаете, когда чешется веко, очень сложно сдержаться и не прикоснуться к лицу. Естественной реакцией организма было устранить проблему, разумеется, оголив при этом ладонь. Не лезть же в глаза грязной перчаткой, в самом деле. Оказывается, как часто бывает, в самый неподходящий момент ситуация наблюдалась со стороны, добрый коллега вмешался (есть такая политика — вмешательства и остановки небезопасных действий) и написал кляузу. Как следствие, работы на какое-то время были приостановлены, проведено расследование, дополнительные инструктажи, предупреждения и прочие прелести. Конечно, с одной стороны, если показывать дур-ной пример, другой наш коллега или подчиненный, менее настороженный, решит, что можно расслабиться и приступит к выполнению задания без соответствующей защиты, реально необходимой. В это же время, взглянув с обратной стороны, адекватный человек способен выявить причинно-следственную связь на месте, указать на несоответствие (так, для проформы, чтобы держать коллег в тонусе) и пойти своей дорогой, никого понапрасну не напрягая.
Теперь рассмотрим второй пример, тоже из практики, который демонстрирует давление вышестоящего руководства и призыв нарушить инструкцию использования СИЗ в угоду мнимой безопасности. Сразу следует оговориться, что использование СИЗ не так, как указано в инструкции, является прямым нарушением закона высшего порядка. Итак, на некоторых предприятиях принято при прохождении очередного курса обучения, клеить соответствующую наклейку на защитную каску. Ну, наверно, чтобы начальник не выходя из офиса через бинокль мог отследить всех своих подопечных.
Можно быть сколь угодно уверенным в благости намерений того, кто это придумал. Однако, существует закон, предписывающий использовать средства защиты согласно инструкции. И никак иначе. А в инструкции, например, одного известного и всеми любимого французского бренда говориться о том, что наклейки на каску можно клеить только разрешенные самим производителем. То есть те, клеевой состав которых протестирован и не вступит в реакцию с материалом пластика. Не будем сейчас вести спор о маркетинговой составляющей, дополнительном запасе прочности пластика, агрессивности клеевых составов, вероятности срабатывания каски как СИЗ и подобном. Фактически имеем букву закона, которой мы обязаны следовать и согласно которой в худшем случае придется отвечать. Тут есть над чем подумать и каждый сам для себя будет принимать решение в спорной ситуации.
И напоследок, об уменьшении степени риска. В Соединенном Королевстве зародилось такое понятие — ALARP (As Low as Reasonable Practible — низкий, насколько это практически возможно). Опираясь на этот принцип, некоторые из нас откровенно им злоупотребляют и стараются разрешить текущие несоответствия на рабочей площадке. Здесь важно понимать силу своих полномочий, разницу и сферу применения.
Есть еще здравый смысл, но как показывает, опять же, практика, он у каждого свой. Поэтому все спорные моменты необходимо решать коллективно в соответствии с содержанием законов, директив, правил и процедур, приходя к общему всеми принимаемому знаменателю. Нахождение в контакте с коллегами, поддержание открытого диалога и сохранение должного уровня дисциплины — это личная ответственность и лучшая практика каждого, причастного к общему делу. Только так, через обмен информацией и навыками, происходит общее развитие и улучшение процесса производства в целом.
Автор: Андрей Кириллов, руководитель работ верёвочного доступа.