Страховочная система всегда состоит из анкерного устройства, страховочной привязи и соеденительно-амортизационной подсистемы.
- В качестве анкерного устройства используются горизонтальные стационарные или мобильные анкерные линии, переносные или стационарные анкерные точки, жёсткие анкерные линии.
- Привязи в обязательном порядке должны быть страховочными и иметь точки крепления на груди и/или спине для прикрепления средства остановки падения, которые маркируются заглавной буквой А.
- Соеденительно-амортизирующая подсистема всегда должная использовать амортизатор для уменьшения ударной нагрузки при остановке падения. Использование в качестве компонента страховочной системы блоков с втяжным тросом не требует использование амортизаторов.
Способы организации страховочных систем
С использованием страховочного стропа с амортизатором. Привязь соединяется с анкерным устройством посредством страховочного стропа с амортизатором. Обычно применяются двухплечевые стропы, позволяющие обеспечивать непрерывную страховку при перемещении вдоль точек закрепления. При падении амортизатор (обычно разрывной) сглаживает пик ударной нагрузки за счёт удлинения.С использованием устройства ползункового типа на гибкой или жёсткой вертикальной анкерной линии. Такой способ обеспечивает комфортное и безопасное перемещение работника вдоль анкерной линии. Устройство свободно скользит и срабатывает (блокируется) в момент падения. Амортизатор, использующийся для присоединения привязи сглаживает ударную нагрузку.
С использованием блоков с втяжным тросом. Этот тип устройств позволяет во многих случаях обеспечить наиболее качественную и безопасную страховку работника. Закреплённый на анкерной точке блок плавно выдаёт и выбирает в преднатянутом состоянии стальной трос, прикреплённый соединительным элементом к точке крепления типа А на страховочной привязи. В момент падения происходит мгновенная фиксация троса в блоке и падение останавливается сразу, позволяя минимизировать кинетическую энергию свободного падения.
Основные риски, связанные с остановкой падения при не правильном использовании или организации страховочной системы
- Сила торможения при остановке падения выше 6 кН. При превышении этой силы, нагрузка, приходящаяся на человека не может являться безопасной, поскольку обычно приводит к серьёзным травмам или гибели;
- Эффект маятника, который происходит при недопустимом угле применения соеденительно-амортизирующей подсистемы или блока с втяжным тросом. При падении боковая составляющая может привести к удару об элементы конструкции или плоскость и обычно такой удар не заканчивается без серьёзных травм или гибели. Правила допускают следующие углы отклонения: 35 градусов для стропов или устройства ползункового типа на гибкой анкерной линии и 45 градусов для блоков с втяжным тросом. Этот пункт предполагает вторую опасность - перетирание (перерезание) текстильного стропа или анкерной линии об острый угол;
- Не верный расчёт длины сработавшей соеденительно-амортизирующей подсистемы, длина которой может превышать глубину до препятствий или земли при падении.