1 сентября 2022
Автор: Никита Путинкин
Ещё до введения Правил по охране труда при работе на высоте (155н 2015г), при монтаже такого рода систем, можно было оперировать ГОСТ 12.4.107-2012 КАНАТЫ СТРАХОВОЧНЫЕ. В соответствии с этим документом, можно было накупить подходящие метизы и стальной оцинкованный канат в такелажном магазине и без особых трудностей, силами ремонтного подразделения механической службы предприятия, установить:
3.1 страховочный канат - устройство, предназначенное для закрепления одного или более работающих карабином предохранительного пояса при выполнении трудовых операций на высоте и состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально или под углом до 10° к горизонту, концы которого неподвижно закреплены непосредственно к конструктивным элементам зданий и сооружений или через специальные устройства.
![FA45BF21-C948-4DC7-ACD8-E0EF54268F1B.jpeg FA45BF21-C948-4DC7-ACD8-E0EF54268F1B.jpeg](/upload/medialibrary/48d/9ec96pl531iu4haly7cgyvo7j5637d83.jpeg)
Кстати, данный ГОСТ действует, но ныне не применим из-за отсутствия его в перечне ТР ТС 019/2011 и не соответствия многим пунктам Правил по охране труда при работе на высоте (782н).
Материалы
Современные тросовые линии как правило имеют в основе своей 8мм трос из нержавеющей стали (AISI 304, AISI 316, A2, A4) плетения 7х7; 7х19; 1х19, который гораздо долговечнее оцинкованного троса и гораздо эффективнее сопротивляется коррозии в условиях агрессивных сред.![A09B7690-285F-4B87-BEA9-16FA2EBF061E.jpeg A09B7690-285F-4B87-BEA9-16FA2EBF061E.jpeg](/upload/medialibrary/73f/iuf10wrnm8df9pof3y5570fhcn0fg98u.jpeg)
Раздел Правил (782н) «IX. Требования по охране труда при применении анкерных устройств, содержащих жесткие или гибкие анкерные линии» во многом отражает современные требования к анкерным линиям, а ГОСТ ЕN 795; 16415 позволяет их сертифицировать по ТР ТС 019/2011. Установка страховочного каната по ГОСТ 12.4.107-2012 не только не легитимна, но и менее безопасна по следующим причинам:
Наличие амортизатора. Не надо путать данный элемент с амортизатором на соединительной системе. У них совершенно разные предназначения. На соединительной системе ,будь то на стропе или интегрирован в конструкцию блокирующего устройства, он предназначен для поглощения энергии падения на самого пользователя (не более 6кН). В анкерной линии же, он поглощает пиковые нагрузки падения на элементы структуры на которые установлен (колонны). Физика распространения нагрузок в тросовых системах имеет свойство передавать большие усилия на концевые элементы, в разы больше усилий падения на 300-500% в зависимости от преднатяжения. Сила преднатяжения троса оказывает большое влияние на концевые элементы как в статичном состоянии (при н.у. эксплуатации), так и при динамичном рывке (при падении пользователя). Так же на сам амортизатор и ресурс его срабатывания влияет максимальное количество пользователей, допускаемых производителем на анкерную линию. Многие исследования в этой области отражают более негативные эффекты не от падения всего максимального количества человек одновременно, а от последовательного падения в одном пролёте, одного за другим.
![B3BEA696-873A-4C0D-A610-283B3BEE4BCF.jpeg B3BEA696-873A-4C0D-A610-283B3BEE4BCF.jpeg](/upload/medialibrary/d5e/agltg9igiaz9n2md2gat9ps4v55vfvv6.jpeg)
Промежуточные анкерные точки. Конструкция данных элементов системы на прямую определяет конструкцию мобильных анкерных точек и даже их наличие в принципе. Они предназначены для исключения провисания анкерной линии, как во время работы, так и в случае срыва. Основное отличие несертифицированных лееров в том, что они не могут обеспечить перемещение пользователя по траектории движения без перецепления двуплечевой соединительной системы в местах промежуточных точек, что не исключает человеческий фактор.
![0CCCC850-6BF1-4BEE-BA25-783B2749FD8E.jpeg 0CCCC850-6BF1-4BEE-BA25-783B2749FD8E.jpeg](/upload/medialibrary/dbd/faotoiqtxjmoptpoqx39qswd1i78wtfg.jpeg)
![56239868-67E7-49A7-8B25-CCB9FCCD0A10.jpeg 56239868-67E7-49A7-8B25-CCB9FCCD0A10.jpeg](/upload/medialibrary/39e/bjekzsy8fzy2dkwt7e31n9a5pf89kf0b.jpeg)
Концевые элементы. Всем известно, что «где тонко там и рвётся», так вот места оконцевания троса создают концентрации напряжений и снижают предельный запас прочности в этих местах на 10-20% от максимальной прочности троса. Самым распространённым способом является установка 3х U-зажимов. Данный метод не является современным способом крепления, требует большой внимательности при монтаже, определенной последовательности и регулярного обслуживания. И никогда не седлай мертвую лошадь! Never saddle a dead horse!
![E0C5D7CE-8542-4762-8659-845084BBE857.jpeg E0C5D7CE-8542-4762-8659-845084BBE857.jpeg](/upload/medialibrary/db2/wwxpdemv79f0mxmrjji3okl2hzdmv4jw.jpeg)
Поэтому нельзя просто так взять и поставить страховочный канат, лучше сразу ставить сертифицированную анкерную линию. Все равно потом переделывать придётся.
![D7F200C7-E034-4B98-BAE7-8A7C31D892C5.jpeg D7F200C7-E034-4B98-BAE7-8A7C31D892C5.jpeg](/upload/medialibrary/5a4/yks08ts8fa32rzozd1lq0rdr0et7n1bg.jpeg)
![D7F200C7-E034-4B98-BAE7-8A7C31D892C5.jpeg D7F200C7-E034-4B98-BAE7-8A7C31D892C5.jpeg](/upload/medialibrary/5a4/yks08ts8fa32rzozd1lq0rdr0et7n1bg.jpeg)
Автор: Никита Путинкин Источник: Fall Arrest Systems
Услуги