- Исключить работу на высоте (этот вариант не подходит).
- Применить при организации средства коллективной защиты, позволяющие исключить применение средств индивидуальной защиты (от падения с высоты).
- Применить средства индивидуальной защиты от падения с высоты, разработав систему безопасности для работы на высоте.
Организация работы на автоцистернах на базе средств коллективной защиты от падения с высоты
Работа с применением средств коллективной защиты является приоритетным решением для организации работ на высоте. В рамках темы этой публикации в качестве коллективных средств единственным решением является применение систем, имеющих ограждения, которые минимизируют риски падения человека.В качестве решений такого рода могут выступать как проектные стационарные сооружения, имеющие в своей конструкции ограждения, так и переносные (мобильные) системы (подкатные системы доступа).
Внимание! Согласно Правил (Приказ № 782н от 16 ноября 2020 г) высота ограждений не должна быть менее 1.1 метра.На фото примеры проектных стационарных решений и примеров готовых решений (подкатных платформ).
Проектное решение, стационарная платформа пункта для работы на автоцистерне
Подкатная система для работы на автоцистерне, позволяющая исключить применение средств индивидуальной защиты от падения с высоты
Организация системы безопасности на базе средств коллективной защиты обычно имеют более высокую стоимость первоначальных вложений, но позволяют сократить эксплуатационную стоимость. Не требуется приобретения дорогостоящих СИЗ от падения с высоты, не требуется обучение персонала правилам работы на высоте (получение высотных групп).
Системы безопасности на базе решений с применением средств индивидуальной защиты от падения с высоты
Как и при любой работе с применением сиз от падения с высоты система безопасности всегда состоит из трёх компонентов: анкерного устройства, соединительно-амортизирующей подсистемы и привязи.При работе на автоцистернах должна применяться только страховочная система, обеспечивающая остановку падения работника. Применить систему удержания не получится (разница между страховочной и удерживающей системой описана в данной публикации).В процессе написания этой статьи просматривая материалы из открытых источников мне с большим удивлением удалось обнаружить фотографии работы персонала в монтажных поясах со стропами без амортизатора на автоцистернах с логотипом известной компании на автозаправках которой я часто заправляю машину.
Основной проблемой при организации систем безопасности этого типа является малая высота места работы. Именно по этой причине исключена возможность использовать структурный анкер или установить анкерное устройство на самой цистерне и использовать его для присоединения соединительно-амортизирующей подсистемы. Высота цистерны всегда ниже, чем удлинение подсистемы после остановки падения при условии, что её закрепление находится на уровне ног. Человек просто упадёт на землю после сработки амортизатора на стропе или СЗВТ.
По этой причине необходимо организовать точку крепления к анкерному устройству как можно выше снизив таким образом до минимального значения фактор падения. Даже при этом условии использование страховочного стропа недопустимо, поскольку в сумме длина стропа и удлинение амортизатора больше, чем величина безопасной высоты.
При разработке, проектировании и организации страховочной системы для работ на автоцистерне допустимо использование в качестве подсистемы только средств защиты втягивающего типа (СЗВТ).В качестве анкерного устройства, установленного над местом работы (цистерна) могут использоваться гибкие анкерные линии (переносные или стационарные), жёсткие стационарные анкерные линии или локальные анкерные устройства. Они могут быть установлены на существующие структуры (при их наличии) или на опорные конструкции, которые бывают как в виде готовых решений, так и проектных, разработанных для каждого конкретного случая.
Установка анкерного устройства на существующие элементы
Если автомобильная цистерна обслуживается в месте, где существует возможность обеспечить установку анкерного устройства над местом работы на существующие элементы здания или сооружения, то организация такой системы будет самым простым и бюджетным вариантом.В качестве анкерного устройства в этом варианте решения могут выступать:
Локальные анкерные крепления, установленные над метом работы. Если сотрудник выходит и выполняет работу строго в установленной зоне (например, в пространстве, где расположен люк цистерны), то такой способ организации будет самым бюджетным, но, не всегда оптимальным. Важно помнить, что при перемещении работника отклонение фала средства защиты втягивающего типа от вертикали не должно превышать заданную величину угла (согласно инструкции производителя). Например, для СЗВТ Vento допустимый угол отклонения по инструкции составляет 40 градусов. Связано такое ограничение не функциональной особенностью блока, а вполне реальными рисками падения, при которых происходит эффект маятника.
СЗВТ, прикреплённый к анкерному устройству (стропу), установленному на двутавровую балку.
Гибкие стационарные анкерные линии. Анкерная линия на базе стального троса (каната) устанавливается над цистерной. При таком варианте использования анкерного устройства в виде гибкой анкерной линии необходимо очень ответственно подойти к вопросу безопасного провиса. Поставщик и разработчик такой системы должен предоставить данные по провису троса анкерной линии в случае остановки падения. В самом негативном варианте расчётная величина запаса высоты, которая обеспечивается системой должна быть меньше фактической.
Вопросу расчёта безопасной высоты при использовании анкерных линий посвящена статься по этой ссылке.
Двутросовая гибкая анкерная линия, установленная на пункте обслуживания автоцистерн
Существующие структурные элементы могут находится над местом работы (потолочные фермы) или рядом с местом парковки автоцистерны (стены или вертикальные колонны). В зависимости от этого проектируется система (разрабатываются фермы для крепления анкерной линии, выносные кронштейны и Т.п.).
Станция налива светлых нефтепродуктов в автоцистерны. Стационарная жёсткая анкерная линия Alsom Safe-Tec.
Страховочные системы, установленные на базе стационарных или переносных опорных конструкций
При отсутствии возможности организации анкерных устройств на существующие элементы существует ряд решений, которые позволяют реализовать системы безопасности с применением специальных вспомогательных металлоконструкций. Переносные (мобильные) или установленные стационарно (на различные типы фундаментов) они обеспечивают возможность установки анкерных устройств для присоединения подсистемы (в данном случае применяются средства защиты втягивающего типа) над местом работы.Стационарные Г-образные или Т-образные опоры. Представляют из себя металлоконструкции установленные на фундамент. На опоры устанавливаются стационарные анкерные линии, позволяющие обеспечить безопасность перемещения оператора по всей длине автоцистерны. Чаще всего в качестве анкерной линии используется жёсткая линия, обеспечивающая нулевой фактор при остановке падения. При падении (работник споткнулся или поскользнулся) средство защиты втягивающего типа практически моментально заблокирует страховочный фал и, скорее всего, оператор сразу продолжит работу, перекрестившись.
Жёсткая анкерная линия на Т-образных стационарных опорах.
Анкерная линия Delta Plus, установленная на Г-образные опоры.
Для реализации систем безопасности на базе стационарных вспомогательных конструкций, на этапе ПИР обязательно требуется проведение геологических изысканий.Опорные конструкции с пригрузом. Этот способ реализации системы не требует дорогостоящих работ на этапе ПИР и строительно-монтажных работ. Установка конструкций происходит на базы, которые располагаются на поверхности и которые обеспечивают необходимые параметры за счёт использования пригрузов. Данные конструкции при необходимости могут быть перемещены из одного места в другое. Для этого не потребуется больших затрат. Существенным минусом такого способа является то, что база с пригрузом имеет достаточно большие габариты, и, не везде они могут быть установлены без потерь в удобстве маневрирования автомобилей и техники.
Такие конструкции могут обеспечить установку анкерных устройств над местом работы оператора как локального типа (анкерные устройства в виде проушин), так и жёстких анкерных линий.
Опорные конструкции с пригрузом Вентопро с усатновленной жёсткой анкерной линией
Подкатные и портальные вспомогательные конструкции. Они также служат для организации закрепления анкерных устройств над местом работ и могут применяться для организации страховочной системы на автоцистернах. Главным преимуществом такого способа организации системы безопасности является возможность использования одного устройства для нескольких зон парковки цистерн. Но ограничением служит достаточно большое качество поверхности и сложность применения при зимних условиях.Техномас: вспомогательные металлоконструкции для работы на малых высотах.