С чего началось
Высотные работы проводились всю историю человечества, начиная со скифов и заканчивая сегодняшним днём. В сети размещено достаточно много примеров, зафиксированных фактов и легенд, связанных с теми или иными случаями работы на относительной высоте. В этой статье мы попытаемся понять в какой момент цивилизация достигла того уровня, когда появилась необходимость заботиться о здоровье человека в момент выполнения им каких-либо рабочих обязанностей. В частности, на высоте. Важно понимать, что речь пойдёт не о самих высотниках и их историях, не о людях, а об нормативных актах, законах и стандартах, которые привели к современному уровню безопасности и повышенным требованиям в нашей сфере.Строительство Эмпайр – Стейт — Билдинг. 1930й год. Льюис Викес Хайн. Фотографии отображают жизнь и условия труда рабочих того времени.
Толчок к развитию инфраструктуры СИЗ, дало развитие промышленности и технологий в 70-х годах прошлого века. Когда строились заводы гиганты, железные дороги длинною в половину земного шара и энергетические объекты для питания всего того что начало входить в норму потребления человечества.
Примерно в этот момент крупные промышленные предприятия и структуры начинают понимать, что основным инструментом так или иначе остаётся человек, его квалификация, его компетенции и его способности, и его здоровое наличие на рабочем месте.
Это прямо влияет на экономическую выгоду самих компаний. Любой несчастный случай, любая травма влечёт за собой остановку работы, возможную остановку производства, что может привести к потере прибыли. А любой бизнес всегда считает прибыль, это аксиома. И реальная забота о здоровье работника началась в тот момент, когда финансовые потери компаний вследствие гибели или травмы сотрудников стали преобладать над финансовыми «вливаниями», которые позволяют этот несчастный случай исключить.
С того же времени в мире начинают появляться профсоюзы в том понимании в котором мы их знаем сейчас и организации, охраняющие здоровье работников, открываются лаборатории проводящие исследования, связанные с вредными воздействиями на здоровье и окружающую среду, появляется и входит в обиход термин профзаболевание и охрана труда.
Но, как это не печально, почти за всеми прорывами в этой сфере стоят человеческие жизни, почти всегда толчок к началу исследования и введению новых норм даёт авария или несчастный случай. Так случилось с британской IRATA, так случилось с введением правил в Казахстане, практически копирующим европейский WAHR-2005, и так случилось с Российским «155-ым», который стал поворотной точкой в области работ на высоте в нашей стране (прим.: Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н. Прекратил действие 1 января 2021г. С 1 января 2021 г в действие вступил Приказ Минтруда России от № 782Н от 16.12.2020)
Москва. 2010 год. Ropeworker. Обслуживание фасада силами промышленных альпинисов.
Да, конечно, до России это всё докатывалось с трудом, намного позже, уже на рубеже 2010-ых. Но мы забегаем немного вперёд, давайте вернёмся в начало 90-х когда правила обеспечения безопасности работников или охрана труда добралась наконец, до работы на высоте, и посмотрим, что происходило в мире.
Впервые это случилось в 1995 году в Евросоюзе, тогда появился первый документ, который адекватно регулировал требования по работам на высоте, давал оценку самой высоты, и описывал минимально необходимые действия для охраны здоровья работника, проводящего такие работы. Он был достаточно примитивен, и ограничивался общими фразами, но, большинство компаний производителей альпинистского снаряжения, практически сразу включили в свои каталоги модели для работы на высоте, для остановки падения или для позиционирования на рабочем месте. С этого момента начинается развитие такого понятия как СИЗП (СИЗ от падения с высоты) в мире.
Что в России
А что в России? А в России в 1993 развалился СССР, то есть примерно тогда, когда весь остальной мир начал систематически развивать безопасность на высоте, Россия остановилась. Остановилась минимум на 10 лет. Только в начале 2000-ых начались какие-то перемены, причём перемены начались не в работах на высоте, а в охране труда, в общем. С этим вероятнее всего и связано то, что более-менее адекватные современным реалиям правила работы на высоте в Российской Федерации были введены только в 2015 году. Только вдумайтесь в это, разница составила 20 лет!! Это очень много для развития, а в современном мире с его скоростями это целая пропасть. Юридически, до 2015 года в России действовал документ, основу которого разработали ещё в Советском союзе. Да он дорабатывался и менялся в 2007, а затем в 2012 году, но структура, понятия и требования оставались теми же что были введены в конце 80-ых.Помимо 20-летнего переходного периода, связанного с экономическим переустройством и с проблемами в промышленности, была ещё одна фундаментальная причина по которой современные меры по обеспечению безопасности так долго и со скрипом входили в Российскую действительность. Заключалась она в структуре передачи требований от законодательного органа к исполнительным и далее к конечному «пользователю». Если очень сильно упростить эту схему, то в Европе изначально, с самых истоков безопасность работников ложилась на плечи конкретного нанимателя (работодателя), а если говорить ещё более конкретно, то на непосредственного руководителя отдела или команды, которая проводит работы. И все правила, и законы разрабатывались с учётом того, что конечный «пользователь» правил, тот кто их применяет на практике, должен иметь возможность лавировать и добавлять к общему закону свои внутренние нормы, характерные, может быть только для него, для его рабочего места, конечно, оставаясь при этом в рамках введённого на уровне страны закона (правил).
Российская же охрана труда, поневоле стала преемником советской, а советская охрана труда, простите, была основана на инструкциях спускаемых сверху, то есть если в условном министерстве разработали правила, все руководители на местах обязаны были эти правила соблюдать, и не важно что там было написано, и не важно что в каких то случаях, эти правила могли не только не работать, не спасать жизни, но ещё и навредить человеку. Была «инструкция» (правила) и её необходимо было исполнять в точности как там было написано, всё остальное считалось нарушением. Ещё раз повторюсь, эта схема очень сильно утрирована, для простоты понимания, но принципиально она работал именно так. И правила которые действовали на территории РФ до 2015 года работали именно так.
Что случилось?
Алма-Ата 2009г. Несчастный случай с четырьмя жертвами. Четыре человека висели на фасаде современного стеклянного здания высотой более 100 метров. И неожиданно сильный порыв ветра спутал верёвки всех четверых в один большой жгут. Четыре человека висели на фасаде в течении нескольких часов без возможности спуститься или подняться, с периодическими порывами ветра, которые ещё больше спутывали верёвки и били об стёкла всех, кто на них находился. Это стало отправной точкой. После этого несчастного случая, наши российские и казахстанские законодатели вдруг поняли, что промышленный альпинизм, существующий фактически с начала альпинизма спортивного, и давно существующий как профессия, никак не регулируется нормами охраны труда. Серое место. Он вроде бы есть, но его как бы и нет. Для Казахстана эта трагедия стала настолько сильным импульсом, что буквально в следующем году, в 2010-ом, Казахстан принял новые правила работы на высоте (прим.: СП РК 1.03-11-2010), которые фактически стали переводом WAHR2005, и в которых официально признавалась легитимность сертификатов IRATA и других европейских норм.Гебель Андрея Щипеткина,Дмитрия Казака, Сергея Антонова и Антона Лобанова. Есентай Тауэрс. Алматы. 2 августа 2009 года.
Для России всё сложилось немного по-другому. Все давно понимали, что перемены назрели. Профессионалы предлагали ввести в действие какой-нибудь переведённый ICOP или WAHR. Но из-за сложностей в разнице применения норм охраны труда на практике, и с учётом огромной бюрократической машины это было практически невозможно. Поэтому в 2009 году только начинается разработка наших новых российских правил. Начинается разработка. Долгая планомерная разработка, со сбором статистики, с профессиональным техническим переводом международных стандартов и правил, с сертификацией разработчиков по нескольким внутренним стандартам стран Евросоюза, и попытками примерить это всё на российскую действительность. Очень долгий трудоёмкий и нудный процесс. И на самом деле, по слухам, то что получилось у разработчиков к 2014 году было вполне адекватно действительности, и отражало мировые тренды в области работ на высоте. Но. Правила есть правила и прежде чем вступить в силу, они прошли через горнило Министерство труда и ушли на регистрацию в Министерство юстиции. То, что получилось в итоге все знают под названием «приказ Минтруда РФ номер 155н». Да, к нему тоже много вопросов, да он не совсем адекватен и последователен в разделе Системы канатного доступа, но тем не менее это стало реальным прорывом. Спустя 5 лет получить из ничего более-менее работающие правила, которые к тому же не просто ограничивают, а ещё и регулируют.
Что производители
Вступление в силу 155-го приказа дало импульс не только учебным центрам и работодателям, для пересмотра программ обучения и подхода к организации работ, но и производителям. Примерно с этого времени наши российские компании производители-сиз стали ровняться на международные стандарты, и знание о мерах обеспечения безопасности легло в основу новых разработок и выпуска новой более усовершенствованной продукции.Мировые стандарты по СИЗ от падения с высоты, первый из которых появился примерно в конце 80-х годов прошлого века, и за 30 лет, много раз переписанные и усовершенствованные начали вводиться в России в конце 2000-ых. Но была одна проблема -- стандарты или ГОСТ, в Российской Федерации носили и носят рекомендательный характер, то есть не обязательны к применению. А изготовитель как известно стремиться к удешевлению производства, и снижению затрат, поэтому ему не выгодно производить СИЗ по сложному стандарту с соблюдением всех правил. Потому что такой СИЗП, хуже продаётся и не имеет конкурентного преимущества перед другими, более дешёвыми изделиями, изготовленными не по ГОСТ. Существует прекрасный выход из такого положения, производство по ТУ и дальнейшая сертификация.
Но! В 2015 году, в новых правилах, появляется один очень важный пункт. Пункт 90, который требует обязательной сертификации СИЗП. Впервые в России требование об обязательной сертификации СИЗП появилось в правилах при работе на высоте. И с этого момента на соответствие стандартам начинают обращать внимание не только сами производители, но и специалисты по охране труда и другой персонал призванный контролировать производство работ с повышенной опасностью, да и сами работники не оставляют его без внимания. С 2015 года наши внутренние компании начинают понимать, что конкурентным преимуществом может быть не только дешевизна, но и удобство в применении и долговечность, и безопасность, и начинают долгий (ну как долгий, 5 лет всего) и тернистый путь в сторону улучшения качества и стандартизации продукции.
Что сейчас
Если сравнивать сегодняшнее состояние дел в производстве СИЗ в России и в мире, то для начала нужно сравнить тот путь, который прошли изготовители с того момента, когда им действительно понадобилось соответствовать стандартам.Первый EN 365, появился в 1993 году, ещё как британский стандарт, но не много позже был прият Евросоюзом как основной документ, регулирующий требования для производителей СИЗП. В России ГОСТ Р ЕН 365-2010 был введён в 2012-ом. Первые правила которые хоть как-то затронули сертификацию СИЗП в Европе появились в 1995. В России это был 2015-ый. Первый EN 361 (страховочные системы) был введён в Британии 1993 году, в России в том виде, в котором мы его знаем сейчас, в 2008-ом (ГОСТ Р EH 361-2008). Разница в остальных основных стандартах примерно такая же, 20 лет. Где-то больше где-то меньше, сути дела это не меняет. Наши Российские производители начали создавать что-то действительно стоящее очень сильно позже производителей, которые на сегодняшний момент являются признанными лидерами в сегменте.
Поэтому, как говорится, поживём увидим.
По крайней мере та эволюция, которую прошли некоторые из российских компаний за последние 5 лет очевидна. Главное, чтобы наши производители не забывали, что чтобы их покупали, они должны нравится, и не только своему боссу и дизайнеру в отделе маркетинга, а пользователю, конечному пользователю. Должны нравиться тому человеку, который их носит каждый день, одевает утром и снимает вечером. Только тогда, когда наши российские СИЗП начнут действительно носить, и не от безвыходности, а от желания, только тогда можно будет говорить об успехе российского производителя.
Алексей Семакин. IRATA Lvl 3.