Это вторая часть статьи «Международные стандарты в России: IRATA International.» Первую часть можно прочитать по этой ссылке.Любой стандарт подразумевает непоколебимость и строго описанную схему, но в современных условиях где изменения происходят очень быстро, стандарт тоже должен подстраиваться под текущие потребности окружающей среды. В ассоциации существует несколько процедур призванных сделать стандарт подвижным и меняющимся в зависимости от требований.
Safety Bulletin (Бюллетени безопасности)
Своего рода статистика по всем инцидентам и несчастным случаям, произошедшим c техниками. Каждый бюллетень — это подробно расследованный случай, связанный с получением травмы, либо с очень большим риском получения травмы. В бюллетене расписывается что произошло, когда произошло, опыт и квалификация техников, которые участвовали в работах, опыт и квалификация техников, которые пострадали. Важно понимать, что у бюллетеней IRATA нет цели найти виновных и кого-то наказать. Основная и главная цель - это разобрать каждый отдельный случай, понять причины произошедшего, сделать выводы и дать дальнейшие рекомендации для подобных ситуаций в будущем, чтобы исключить повторения аналогичного инцидента или происшествия. Более того, все эти случаи не просто статистика, это опыт, на основании которого в стандарт вносятся изменения, добавляются новые требования, и редактируются старые, чтобы в будущем предотвратить повторение опасных ситуаций.Первый бюллетень появился в 2008 году, последний на сегодня датируется номером 48.
IRATA Workshops (Воркшопы)
Ежегодные (сейчас намного чаще) собрания членов ассоциации, представителей компаний-операторов, рядовых техников и инструкторов. Это возможность обменяться мнениями, обсудить острые вопросы, и договорится об общем для всех решении по какому-то спорному вопросу. Еще на стадии формирования, 30 лет назад, ежегодные воркшопы вошли в обязательное условие существования самой ассоциации. Сейчас воркшопы превратились в процедуру, по поддержанию стандарта в адекватном действительности состоянии. Любой инструктор — это третий уровень с буковкой i в конце номера сертификата, обаятельно должен посещать такие воркшопы минимум раз в год, это требование прописано в TACS и его необходимо соблюдать для сохранения инструкторского статуса. Если инструктор не посещает воркшопы (отсутствуют записи об этом в его инструкторском лог-буке) он перестаёт быть инструктором и превращается в обычного руководителя работ (3 уровень).На воркшопах обсуждаются все нововведения в верёвочных техниках перемещения и спасения, их пригодность или непригодность для практического применения «в полях», их адекватность принципу ALARP (as low as reasonably practicable) и вообще принципиальная возможность их применения. По сути воркшопы, это такой двигатель развития стандарта, с участием живых людей - практиков, работающих на площадках, и теоретиков, работающих в учебных центрах и на административных должностях.
RAC (Региональные консультативные комитеты)
Это административный ресурс. Институт комитетов был создан не так давно, они нужны там, где появляется большое количество компаний-операторов или тренеров ассоциации, это своего рода связующее звено между регионом с большим количеством компаний-членов и административным центром, находящимся в Англии. Нужен для ускорения выявления проблем, принятия решений на уровне управления ассоциацией и для упрощённой связи между всеми компаниями-членами ассоциации.Применение в современном мире
Стандарт IRATA изначально создавался и задумывался как стандарт работы в нефтедобывающей промышленности в море. Также и сейчас, большая часть заказчиков, требующих сертификацию IRATA, находится в офшорном секторе, и связана с добычей газа или нефти. Но за 30 с лишним лет развития влияние ассоциации выросло настолько, что теперь, это практически любой сектор строительства или обслуживания зданий, сооружений или конструкций, где применяется верёвочная техника. Это практически любой небоскрёб, или сложный конструктивный элемент здания, доступ к которому невозможен другими способами кроме как на верёвках. В современном мире условный заказчик работ всё чаще ставит на первое место безопасность, особенно если происшествие или несчастный случай способны остановить какой-либо производственный процесс, и, соответственно, есть риск понести финансовые потери.Да, в городской среде, наличие сертификата ассоциации — это всё ещё не жизненно важное требование (за исключением Великобритании), но большинство внутренних законов развитых стран и регулирующих нормативных актов, связанных с промышленным альпинизмом внутри этих стран, ориентируются на базовые принципы, заложенные ассоциацией IRATA 30 лет назад. Да, вот такая штука получается, ассоциация коммерческая, но тот задел, который был положен в начале, привёл к ситуации, когда эти принципы стали чуть ли не обязательными для любого развитого государства на уровне охраны здоровья и труда работников на верёвках. Попробуйте найти хоть один нормативный законодательный акт в 2021 году, где нет упоминания про трехуровневую (или трёхгрупповую) систему компетенции работников. В какой развитой стране сейчас не нужен ППР и план спасения чтобы работать на верёвках? Где нет требований по оформлению наряда допуска? Где нет обязательной защиты верёвок от острых кромок? Мы не говорим о странах, в которых Охрана Труда находиться на уровне 80-х годов прошлого века, речь идёт о современном мире с его вызовами и требованиям по экологичности и безопасности производства работ. Практически везде, в том числе и в России дублируются или повторяются в общих чертах требования ICOP.
Но есть одна проблема, или сложность если хотите, такую степень безопасности, которую декларирует ассоциация, может обеспечить только член ассоциации на уровне компании, компания-оператор или тренер. Рядовому технику, какой бы высокой квалификации он не был, сложнее оставаться в стандарте, когда он работает на самого себя, или в компании не соответствующей стандартам ассоциации (или соответствующей, но не имеющей членства, что тоже распространённый вариант). Из этого следует, что можно говорить о двух условных типах применения стандарта.
Первый на уровне отношений юридических лиц – производителей работ и крупных компаний заказчиков, озабоченных безопасностью у себя на площадках. В таком случае максимально соответствовать требуемому уровню безопасности может только компания-оператор.
И второй тип, это уровень непосредственного исполнителя конкретной работы – когда техник с сертификатом IRATA не может гарантировать соблюдение всех мер и норм стандарта на уровне компании в которой он трудится (особые сложности возникают в больших компаниях, в чаще всего это связано с бюрократическими проволочками). Эти компании не являются оператором или тренером ассоциации, соответственно уровень предоставляемой безопасности в таком случае будет ниже.
Сейчас в 2021 году, ассоциация IRATA, компании-операторы, и рядовые техники всё ещё остаются персоналом, который требуется на работы с относительно сложным доступом, или со сложностью доступа выше среднего, это несколько уменьшает объём проводимых работ. Но если сравнить ситуацию 30-летней давности, когда члены ассоциации работали только в северном море на нескольких нефтяных платформах, и сегодняшнюю, когда IRATA-техники задействованы по всему земному шару на множестве разных объектов, от небоскрёба «Бурдж-Халифа» в Арабских Эмиратах до производственных площадок в центре России, можно предположить что в измеримом будущем квалификация и подготовка техников будет расти и возможно станет эталоном проведения работ с использованием верёвочной техники. Что, кстати, уже произошло в некоторых областях промышленности. Там, где между человеческой жизнью и экономической выгодой выбирают жизнь.
Алексей Семакин, IRATA Level 3, инструктор GWO.
Фото: ALTRAD GROUP