Да-да, тех самых анкерных линиях, которые позволяют сотруднику перемещаться по горизонтали или вертикали, оставаясь застрахованным на протяжении всего пути.
Прочность 8мм троса из нержавеющей стали не вызывает сомнений, думаю, ни у кого. Вряд ли кто-то допускает, что нагрузки, создаваемые падением сотрудника или нескольких, могут разрушить такой трос. Не допускаю этого, как Вы уже поняли, и я. А вот в то, что могут быть разрушены элементы линии помимо троса, я верю. Ещё больше верю в то, что трос может выйти из места фиксации его в концевике или ином месте, предусмотренном конструкцией конкретной Системы. А знаете почему я в это верю? Потому что мне известно множество таких случаев. И все они касаются одного из трёх применяемых методов крепления. К сожалению, самого распространённого.
Цанговое крепление
Самый распространённый метод фиксации. Причин выбора такого типа фиксации существует два:- Возможность монтажа без дорогостоящего специализированного инструмента с точным обжимом по месту.
- Возможность при разработке и создании анкерной линии существенно сэкономить на методе крепления, купив в Китае цангу и сертифицировав её.
Так что же не так – спросите вы. Дело в том, что мы обжимаем цангой трос из нержавеющей стали. Важны тут и «трос» и «нержавеющая сталь». Трос, поскольку он сплетён из пучков, которые сплетены из нитей и существует немалая доля вероятности, что когда монтажник с красным лицом упёрся ногой в ключ, а рукой тянет другим ключом фиксатор (видите вон там на ферме под потолком?), вся его мощь и отвага уходят на то, чтобы зажать между лепестками цанги всего один пучок троса. А то и одну нитку. Само же «тело» троса остаётся не зажатым. Мне известно немало случаев, когда на готовой, казалось бы, анкерной линии трос на глазах изумлённой публики вылетал просто под собственным весом или весом страховочных устройтсв.
Вообразите, сколько в стране установлено систем, в которых трос не выпал только потому, что пока никто не упал. Просто потому, что монтажник был покрепче, чем парни из историй выше и смог получше зажевать нить или пучок. Вы же помните, что линии испытывать нельзя?
Не то, чтобы я чувствовал себя вправе критиковать отчаянных людей, любящих риск, но цанга и безопасность определённо несовместимы. Например, в нашем модельном ряду (прим.: автор является представителем Delta Plus Systems, Vertic) существует цанга как метод крепления. И, не смотря на то, что она не куплена в магазине такелажа в Китае, а специально разработана нашим R&D отделом, многократно испытана и ни разу не подвела, мы в РФ предпочитаем её не использовать. Просто потому, что трудно брать на себя ответственность за то, в надёжности фиксации чего невозможно убедиться. Но у нас есть выбор. У многих производителей его нет. Нет выбора и о покупателя. Ой, постойте…есть! На рынке существуют и надёжные системы и их не мало.
Фитинговое крепление
Сегодня чуть менее, чем во всех системах в Европе и США и уж точно во всех наиболее серьёзных, применяется фиксация троса методом гидравлического обжима в фитинге. Речь о том, что мы помещаем трос в специальную трубку на 8-15см и осуществляем круговой обжим гидравлическим прессом в 3-5 местах (зависит от требований производителя).Такой метод имеет следующие плюсы:
- наиболее надёжен, поскольку не только обжимает трос равномерно с нескольких сторон, но и делает это в нескольких местах. Надёжность фиксации такова, что при стрессовых испытаниях трос, как правило, обрывается вдали от места обжима. Обрывается(!!!) – т.е. о выходе из фитинга и речь идти не может.
- наиболее долговечен, поскольку не зависит от свойств упругости материалов, на него не влияют разного рода гальванические процессы, регулярно возникающие в протяжённых линиях и он не подвержен иным химическим рискам, связанным с разнородностью контактирующих металлов.
- обжим производится по месту на предварительно собранной линии, что позволяет максимально точно отрегулировать натяжение линии при сборке. Да-да, я помню, что цанга это тоже позволяет, но мы, вроде, похоронили её чуть ранее, зачем откапывать?
Во-первых, фитинг обходится производителю значительно дороже, чем китайская цанга.
Во-вторых, как бы не краснел наш могучий монтажник, без специального дорогостоящего гидравлического пресса фитинг обжать он не сможет. Ведь для надёжного обжима требуется усилие в 8 тонн.
Как? Опять крутой стационарный станок? Ну, и да и нет. Да, крутой и нет, не стационарный – специальный портативный инструмент со специальными же обжимными матрицами. В-третьих, процесс такого обжима необратим. Это не цанга, которую можно открутить. Т.е. если Вы совершили ошибку при монтаже, отрезав, например, не достаточно троса, или вообще повесив не в том цеху (ничего смешного – реальный случай), то Вам придётся отрезать трос и брать новый отрезок. Заметили закономерность? Все проблемы данного типа крепления – для производителя и монтажника, а все плюсы – для пользователя и эксплуатирующей организации.
Иван Островский
Комментарии СИЗКОНТРАКТ
Цанговые зажимы
Специалистами нашей компании было установлено достаточно большое количество анкерных линий, способом крепления троса к конечной точке в которых является цанговый зажим. Данный способ действительно вызывает большие сомнения, поскольку значительное влияние на надёжность узла оказывает личный фактор, который связан с опытом монтажника. Качество узла очень сложно оценить, поскольку цанговый зажим за счёт своей конструкции не позволяет визуально проконтролировать правильность установки. Большая проблема в частности в том, что есть риск закусывание резьбы при финальной затяжке цанги, которую не имея опыта легко перепутать с успешным результатом установки. Ощущение что трос затянут, а по факту - закусило резьбу.Многие предлагают и используют финальный тест нагрузкой на узел. Но, такой тест сомнителен как с точки зрения легитимности (испытание узлов анкерной линии или анкерной линии в целом статическими и динамическими нагрузками запрещено), так и с точки зрения логики. Какую нагрузку считать достаточной для того, чтобы убедиться в надёжности крепления, но при этом не допустить необратимых изменений в точке крепления, способных повлиять на надёжность системы.
Доверять даже обученному монтажнику (но, не имеющему достаточный опыт установку цанги) очень опасная лотерея, цена которой высока. Поэтому в данный момент мы вынуждены ограничивать свои рекомендации в ассортименте анкерных линий, использующих в качестве элемента крепления цанговый зажим.